Часто можно видеть, что родители маленьких детей задаются вопросом "применять со скольки месяцев ходунки" или "где купить ходунки", однако, мало кто из них задумывается о том, какими последствиями можно расплатиться за неосторожное следования устаревающей традиции.
Такое изобретение как ходунки были придуманы для лечебных целей при заболеваниях способствующих отставанию в развитии опорно-двигательного аппарата. Использование их детками с нормальным развитием докторами не рекомендуется. Родители приобретая ходунки руководствуются тем, что они помогут их малышам быстрей научиться ходить. К тому же это удобно для «занятых» мам и особенно пап, в случаях, когда нужно на короткое время оставить ребёнка одного без присмотра. На деле же оказывается, что ходунки таят в себе определённую опасность и риск навредить его ножкам.
Ходьба это заключительный основной навык ребёнка, который он осваивает до года. Такие навыки как бег, прыжки вверх, в стороны и многие другие осваивать он будет позже. Ходьба осуществляется за счёт сгибания и разгибания тазобедренных, коленных и голеностопных суставов. Когда малыш самостоятельно, без каких-либо вспомогательных приспособлений познает окружающий его мир, амплитуда движений в этих суставах максимальна, в соответствии его возрасту и развитию.
В процессе самостоятельного обучения ходьбе ребёнок не заключен в какие-либо рамки, что позволяет ему выполнять разнообразные движения для достижения известной только ему цели. Во время самостоятельной ходьбы ребёнок часто приседает, садится, и снова встаёт. Стопы он ставит так чтобы удержать равновесие. Нередки случаи падения. Уровень развития его головного мозга ещё на стадии формирования. Для осознания себя в пространстве и управления своим телом имея всего лишь две небольшие точки опоры, равные площади его стоп, необходимо иметь хорошую координацию. Которая формируется с развитием головного мозга за счет ежедневных тренировок пока что сложных для него двигательных навыков.
В процессе обучения ходьбе у ребёнка развиваются мышцы таза, бедер, голеней и стоп. Учится держать равновесие, в котором участвуют другие части тела, особенно руки и голова, с помощью которых он находит баланс, позволяющий ему удержаться в вертикальном положении. Спустя некоторое время движения туловища, головы, рук и ног начинают согласовано взаимодействовать друг с другом. Что говорит о хорошей координации движений.
Когда ребёнок присаживается из положения стоя за счёт симметричного одновременного сгибания ног в коленных суставах, при этом ноги расставлены настолько широко, что бы можно было сделать глубокий присед, и из этого положения встаёт, говорит лишь об одном, а именно, о формировании у него центра тяжести и умении управлять своим телом за счёт выработанных координационных способностей.
Центр тяжести располагается на уровне тазобедренных суставов по срединной линии тела. Конструкция ходунков устроена так что подкладка, удерживающая таз ребёнка препятствует оптимальному движению в этих суставах. Так же она удерживает таз в несколько подвешенном состоянии, что не может благотворно сказаться на развитии координационных способностей.
При нахождении в ходунках фазы ходьбы имеют «размытый» вид. Например, при переносе маховой ноги, сгибание в коленном суставе почти не требуется. В ходунках ребёнку не нужно стараться удержать равновесие. При ходьбе свои стопы он может поставить как получится и зачастую это происходит не правильно. Опора и толчок может осуществляется за счёт внутренней или внешней части стопы, к тому же ребёнок часто становится на носочки. Если это происходит в период, когда он начинает делать свои первые шаги, это может выработать в нем неправильный навык постановки стопы.
Также нужно обратить внимание на то, что когда ребёнок начинает движение, он прислоняется грудью к краям ходунков и толкает их вперёд. Это не вырабатывает в нём поиск чувства равновесия, а напротив даёт ложное представление о передвижении в положении стоя. К тому-же если ставить ребёнка с самых ранних месяцев, мы создадим ему преждевременную вертикальную нагрузку на позвоночник. Чтобы укрепить мышцы и связки спины, он должен сначала пройти и научиться всем элементам горизонтального положения.
На основе этого можно сделать вывод, что ходьбой как она есть в научном понимании этого слова можно назвать условно. Поэтому после того как он научится ходить в ходунках, ему всё равно придётся переучиваться. Это займёт не долгое время, но риск заработать патологию опорно-двигательного аппарата увеличивается. А если у ребёнка уже имеются ортопедические или неврологические нарушения, ходунки могут ещё более усугубить эту проблему.
Перед тем как самостоятельно пойти, ребёнок проходит определённый путь обучения двигательных навыков в вертикальном положении:
- вставать из положения сидя, используя какую-нибудь опору.
- стоять длительное время, держась за какой-либо предмет.
- удерживаясь ручками, начинает раскачиваться, топтаться, шагать на месте.
- ходить вдоль дивана или стены, помогая себе ручками.
- вставать опираясь ручками о пол. После чего делает первые долгожданные самостоятельные шаги.
Безопасность, ребенка находящегося в ходунках, так же можно назвать условной. Существует риск получить травму при их опрокидывании, спуска с лестницы, при ударе о нижний край стола и т.д. Безопасно использовать их в том случае если ребёнок уже достаточно хорошо умеет ходить сам, однако будет ли ему теперь в них интересно?
- Авторы статьи:
- Овсепян А.В., Бабий С.Н., Малофеев Н.И.
Записаться на консультацию к опытному детскому врачу—ортопеду, кандидату медицинских наук, Овсепян Андрею Вагаршаковичу, узнать подробности и уточнить цены можно по телефону регистратуры:
+7 (861) 254-00-77
Многопрофильная клиника "Центр Лазерной Медицины"
г.Краснодар, ул.Северная, 600
Мы работаем
с 08-00 до 20-00
Семь дней в неделю, 360 дней в году!